Людмила Шаповалова / 09 июн 2014
.
Несмотря на ряд громких проектов новых логистических центров, южный рынок складской недвижимости находится в состоянии стагнации. Этому способствуют начавшееся снижение потребительской активности и невысокий уровень роста промпроизводства. Однако у южной логистики есть надежды на Крым и интернет-торговлю
.
Кризис 2009 года для складской недвижимости юга России стал настоящей катастрофой: десятки проектов по строительству логистических комплексов были заморожены, а впоследствии многие из них оказались свёрнуты. Всего, по данным Knight Frank Russia & CIS, в Ростове и Краснодаре на тот момент планировалось построить порядка 2,5 млн кв. м складских площадей, причём значительная часть их должна была иметь наивысший класс А. И если в 2008 году потенциальные арендаторы жаловались, что им негде хранить товары, то всего два года спустя те немногочисленные помещения, которые всё же были возведены, пустовали.
.
На 2010 год пришёлся и пик строительства в логистике: тогда по всем субъектам ЮФО и СКФО было введено 567,5 тысячи кв. м производственно-складских зданий, что более чем в два раза превышало показатели 2009 года. Однако в 2012 году темпы роста складских площадей составили уже всего 16% от показателей предыдущего года. По итогам же III квартала прошлого года объёмы строительства производственно-складской недвижимости в южных регионах составили 200,7 тысячи кв. м, что превысило показатель аналогичного периода 2012 года на 23,6%.
.
Недоразвитый сегмент
.
Максимальные доли в структуре объёмов ввода производственно-складской недвижимости приходятся на Ростовскую область и Краснодарский край — в среднем с 2006 по 2012 годы это 32,4 и 22,4% соответственно. Однако даже эти цифры не позволяют говорить о том, что рынок хорошо развит. По словам заместителя генерального директора московской компании «Международное логистическое партнёрство» Глеба Белавина, всё дело в централизации логистики в России. «Складская недвижимость в современном формате как отрасль формируется в России не так давно, не более десяти лет, — рассуждает г-н Белавин. — Развитие началось с московского региона, и теперь уже исторически так сложилось, что 80 процентов товаров движется, обрабатывается и хранится через него, и только оставшаяся доля приходится на все остальные регионы». В случае с Югом этому способствует и то, что современные дороги, в особенности такие магистрали, как недавно реконструированная М4 «Дон», позволяют доставить груз в течение всего суток, а уже на небольших региональных складах происходит формирование более мелких партий грузов.
.
Не благоприятствует развитию южной логистики и новый виток экономического кризиса, одним из первых симптомов которого стало сжатие потребительского рынка. К этому моменту отрасль восстановилась после кризиса 2008-2009 годов, но выглядит она не так, как прежде. «Ранее ЮФО был приоритетным регионом развития для федеральных девелоперских компаний. Во время кризиса их проекты были заморожены — исключением стал только проект компании Raven Russia “Дон”. И в 2011 году на рынке образовалась ниша, которую стали заполнять уже местные девелоперы», — поясняет Павел Платонов, коммерческий директор компании «Эспро Менеджмент», специализирующейся на строительстве коммерческой недвижимости, в том числе на юге России (логистический комплекс «Кулон Югрос» в Минеральных Водах). В результате к концу 2012 года на Юге было реализовано несколько местных проектов площадью около 30 тысяч кв. м каждый, среди которых можно отметить «Лого Центр Кубань», складской комплекс a2logistic Krasnodar, комплекс «ЕврАзЭС Краснодар». Среди проектов по схеме built-to-suit, реализованных в 2012 году, стоит отметить проект группы компаний Danone — Юнимилк, которая объединила несколько своих площадок в столице Кубани, построив в районе аэропорта индустриально-складской блок с офисными площадями. Площадь комплекса составляет 3,25 тысячи кв. м, более половины из них приходится на логистический центр.
.