Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 174 от 23 марта 2012 год
Пять лучших инвестиционных проектов полуострова
Недавно правительство автономии заявило, что на инвестиционные проекты в Крыму в этом году планируется потратить 5,4 миллиарда гривен в рамках стратегии развития Крыма до 2020 года. Власти уделяют такое внимание обеспечению полуострова благами цивилизации, что всевозможные предложения так и сыплются на головы чиновников. При этом некоторые идеи поражают своей грандиозностью. Впрочем, чем больше идей, тем больше возможностей для выбора, и тем реальнее перспектива. Мы выбрали пятерку самых интересных проектов, которые либо уже реализуются, либо рассматриваются властями в качестве потенциальных, и оценили их перспективу.
КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ
Крым. Crimea GrandPrix Circuit
Строительство в районе Сак комплекса Crimea GrandPrix Circuit идет полным ходом, и более того — в мае этого года компания «Степрейсинг Тим», взявшая 100 га земли в аренду на 49 лет, планирует строительство завершить. Протяженность трека — 4,6 километра, а самый длинный в Европе скоростной участок составляет 900 метров. Аналогов этому автотреку на постсоветском пространстве нет. Трасса отвечает мировым стандартам и пригодна для проведения гонок класса «Формула 3», тестовых заездов «Формулы 1» и кольцевых мотоциклетных гонок. Помимо самого трека и трибуны на 140 тысяч мест, деньги вложены в строительство гостиницы, ресторанов, парковок, вертолетной площадки, медицинского центра, центра автотюнинга и т. д.
Стоимость проекта: $345 миллионов
За: Ожидается, что более четырех километров гоночного трека будет востребовано не только в Украине, но и организаторами мировых чемпионатов по мотогонкам и авторалли. А проект окупится в течение трех — пяти лет. Еще не завершено строительство, а представители Международной мотоциклетной федерации и мирового чемпионата «Супербайк» уже подписали меморандум о намерении в 2012 году провести в Крыму на этом гоночном комплексе состязания по шоссейно-кольцевому мотоспорту. По мнению чиновников, подобный проект будет приносить в бюджет автономии огромные деньги не только благодаря аренде самого комплекса, но и благодаря потоку туристов, которые в дни соревнований будут заполнять крымские гостиницы и параллельно пользоваться услугами других отраслей развлекательной индустрии и туризма.
Против: Есть мнение, что трек не будет пользоваться большим спросом у организаторов чемпионатов Европы, поскольку Украина не ассоциируется на Западе как страна гоночного спорта. Пример тому — ежегодные чемпионаты «Ялта Ралли», которые не воспринимают всерьез организаторы World Rally Championship. Поэтому, скорее всего, наиболее перспективное будущее Crimea GrandPrix — площадка для проведения заказных «спонсорских» соревнований местного уровня, да и то лишь в течение непродолжительного курортного сезона.
МОСТ ДРУЖБЫ И ПРИБЫЛИ
Крым. Мост дружбы
Строительство транспортного перехода через Керченский пролив должно сократить путь из центральных и западных областей Украины в Новороссийск. Планируется, что объем грузоперевозок составит 119 миллионов тонн в год, а пассажиропоток — 15 миллионов человек, что в разы больше, чем сейчас принимает паромная переправа. Длина моста, который планируется протянуть от мыса Еникале до косы Чушка — около четырех километров. Переход будет включать в себя железнодорожные пути и восемь автомобильных полос.
Стоимость проекта: $1 миллиард 700 миллионов
За: Строительство транспортного перехода через Керченский пролив создаст самый короткий транспортный путь «Европа — Азия», сократив его на 450 километ-ров. Евроазиатский континент — это почти 3/4 мировой экономики. Украина находится в центре этого пути, и реализация подобного проекта позволила бы ей интегрироваться в эту часть мировой экономики, используя свой транзитный потенциал.
Против: Попытки соединения Керченского полуострова с Таманским предпринимались начиная с XI века. Но в реальный проект бумажные чертежи воплотились лишь в 1945 году, когда поочередными усилиями, вначале немцев, а затем Советского Союза мост таки был проложен. Однако конструкции транспортного перехода не выдержали первой же ледяной атаки — половина опор рухнула в воду. После этого сильные течения в Керченском проливе стали рассматриваться как серьезное препятствие для строительства моста. Кроме того, эксперты уверены, что соединение Крыма с Кубанью будет экономически выгодно только в том случае, если будет проложена объездная автомагистраль от Керчи до Херсонской области, которая реально облегчит и сократит путь
АЭРОПОРТ БУДУЩЕГО
Существующий аэропорт предполагается переделать в целый аэродромный комплекс. В него будут входить не только новые пассажирский и грузовой терминалы площадью более 50 тысяч квадратных метров, но и подземный паркинг, сеть отелей, ресторанов, торгово-развлекательный центр и конференц-зал.
Стоимость проекта: $276 миллионов
За: Международный аэропорт Симферополь — второй после Борисполя (Киев) по величине пассажиропотока аэропорт Украины. И после реконструкции предполагается увеличение потока еще на 18%. Крымский аэропорт — лицо юга Украины, отсюда выполняются рейсы более чем по 30 направлениям, а поэтому он должен выглядеть престижно и соответствовать всем международным требованиям. Воздушные ворота Крыма станут не только красивыми, но и удобными.
Против: Не так давно в аэропорту был перестроен терминал для пассажиров внутренних авиалиний, расширен международный терминал, расширена парковка, и сегодня аэропорт крымской столицы по уровню благоустройства, комфорта и культуры обслуживания пассажиров является одним из лучших в Украине. Учитывая, что пассажиропоток в Симферополе можно назвать сезонным, и зимой самолеты практически не летают, появляются сомнения в том, что вложенные деньги вернутся через восемь лет, как заявляют авторы бизнес-плана. Кроме того, вряд ли очередная реконструкция сама по себе может привести к увеличению пассажиропотока.
ПАРК С ДИНОЗАВРАМИ
Крым. Проект «Динолэнд»
Проект «Динолэнд» — первый в СНГ парк развлечений, основанный на использовании 4D-технологии. Комплекс предполагается разместить на 65 гектарах в Бахчисарае. В нем должны будут работать аттракционы, кинотеатры, точки общепита, магазины, научный музей, аквапарк, рыбацкая деревня и многое другое. Технология 4D позволяет создать ощущение присутствия в центре событий — например, схватки с динозаврами, полета на Луну, путешествия в подводный мир и т. д.
Стоимость проекта: $150 миллионов
За: По подсчетам авторов идеи, проект может приносить доход 21% годовых через 3,5 года от начала финансирования, а полностью парк окупится через девять лет и будет приносить в бюджеты всех уровней около пяти миллионов долларов в год. Кроме того, руководство парка сможет обеспечить постоянной работой почти тысячу человек. Для Бахчисарая это достаточно крупный инвестиционный проект.
Против: В отличие от парков развлечений в Европе, крымские обеспечивают заполняемость туристами лишь в летний период. Зимой вряд ли кто-то приедет отдыхать в подобный парк развлечений из других областей Украины и уж тем более — из-за рубежа. Что касается 4D-технологии, скептики уверены, что речь идет все-таки о 3D. Ведь на весь мир есть пока всего один настоящий «4D Live Park», который находится в Корее, где посетители могут создавать своих аватаров и управлять ими на огромных экранах.
Алексей ПРАВДИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 174 от 23 марта 2012 год
http://ktelegraf.com.ru/2683-10-milliardov-za-budushhee-kryma.html