Получите бесплатную консультацию
по любым вопросам строительства
Бюрократия в Севастополе торжествует: ремонт домов, являющихся памятником культурного наследия, по действующему законодательству возможен только при согласии всех жильцов дома. Проблема в том, что многие жильцы дома за границей и найти их не представляется возможным. А на нет и суда нет: дом разрушается законно!
******
В редакцию Независимого телевидения Севастополя обратились жители дома по улице Большая Морская, 52. В 2016 году этот дом вошёл в список объектов культурного наследия города, и правительство Севастополя выделило деньги на разработку проектно-сметной документации на его капремонт. Однако специалисты до сих пор не приступили даже к техническому заданию. Из-за бюрократических проволочек жители дома не могут собрать необходимый пакет документов. Дом приходит в упадок.
«Штукатурка чуть не упала на голову с пятиметровой высоты. Здесь ходят наши дети, мы опасаемся», - говорят жильцы. После этого случая жильцы дома обратились в управляющую компанию «Центр», которая обслуживает этот район. «Инженер пришёл, посмотрел на эту всю ситуацию, сгрёб это всё ногами. И отзвонился обратно – якобы, всё нормально. Лентой оклеил подъезд и сказал: «Это будет стоять ещё долго, у нас нет времени и средств на вас», - говорит житель дома № 52 по ул. Большая Морская Юрий Барбон.
Инцидент произошёл 21 июня. За следующие десять дней никто из ГУПа в доме не появился. "Хотя бы ободрали часть стены, которая вот-вот опять обвалится. Но даже мусор не убрали. За прошедшее время никаких поползновений что-либо исправить не было», - продолжает Юрий Барбон. Обвалившиеся части стены сотрудники управляющей компании всё-таки убрали – две недели спустя, в точности к приезду комиссии Правительства Севастополя: 5 июля аварийный дом осмотрели представители Управления охраны культурного наследия, Фонда содействия капитальному ремонту и управляющей компании «Центр».
«Данный дом является памятником, в связи с чем, и текущий, и капитальный ремонт должен проводиться в соответствии с законодательными актами. То есть собственникам данного дома необходимо было провести общее собрание, и 2/3 голосов они должны были принять решение, что должны обратиться в Севнаследие за получением технического задания на проведение ремонта», - объясняет заместитель генерального директора управляющей компании «Центр» Виктория Трущалова.
Жильцы говорят – если бы собрать подписи было так просто, уже давно составили бы необходимый протокол. Вот только найти всех владельцев квартир дома невозможно – многие проживают за границей или в других регионах России, а их квартиры пустуют или сданы в аренду. Люди в тупиковой ситуации – говорят, готовы подавать в розыск.
Масла в огонь подливает ещё и то, что одной только подписи-согласия от владельца на ремонт недостаточно. Нужны ещё и копии правоустанавливающих документов на недвижимость. Таким свидетельством может являться выписка из Росреестра, однако информационная база по Севастополю в нём представлена не в полном объёме. Это значит, что даже если владельцы всех квартир будут найдены и подтвердят согласие на капитальный ремонт, нужный пакет документов, который требует Севнаследие, в ближайшей перспективе так и не удастся собрать.
«Правительство Севастополя понимает данную проблему. Были выделены финансовые средства на проектирование 24 домов. Но, к сожалению, сегодня – июль месяц, и техзадание от Севнаследия, которое должны получить собственники, мы так его и не получили. По сути, мы готовы выступить здесь помощником, готовы выступить уполномоченным лицом от собственников на взаимодействии с Севнаследием», - говорит директор Фонда содействия капитальному ремонту Севастополя Светлана Баранова.
Деньги на разработку научно-проектной документации на капитальный ремонт многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, правительство Севастополя выделило ещё в июле 2017 года. В этом документе – 10 домов, три из них – по улице Большая Морская. Дом № 52 – в списке. На разработку проектно-сметной документации только на это здание выделено более 3,5 миллионов рублей. Однако сумма до сих пор не освоена.
«С собственниками встречались и объясняли, какие-то дома нам давали свои полномочия. Но тоже не могли собрать копии свидетельств на право собственности 2/3. И поэтому техзаданий по домам-памятникам архитектуры у нас нет», - говорит говорит директор Фонда содействия капитальному ремонту Севастополя Светлана Баранова.
Статус дома как объекта культурного наследия только добавил жильцам проблем. Начальник управления охраны объектов культурного наследия Михаил Рязанцев утверждает, что за состояние такого дома отвечают собственники квартир – и за обрушение пригрозил им административной и даже уголовной ответственностью.
«Дом будет медленно разрушаться, и ответственность будет на собственниках. Мы тогда по вашему обращению будем проводить мероприятия по контролю за объектом культурного наследия, направлять предписания собственникам, мы уже обратились в Севреестр, чтобы список всех собственников к нам поступил, и будем привлекать к административной ответственности. А если объект культурного наследия будет дальше продолжать разрушаться, и будут установлены лица виновные, и они не предпримут шагов к улучшению ситуации, то вполне вероятна и уголовная ответственность», - высказался Михаил Рязанцев.
– То есть дом рухнет, а спрашивать будут с жильцов этого дома?
– Я не знаю, почему вы считаете, что дом рухнет, и с кого будут спрашивать.
– Потому что он осыпается.
– Я вам отвечаю на вопросы, на которые могу ответить в рамках своих полномочий.
Ответ в рамках полномочий – это пока все действия, которые предприняло Севнаследие, чтобы сохранить дом. Михаил Рязанцев ссылается на Гражданский кодекс и Закон об охране объектов культурного наследия.
«Это общая норма Гражданского кодекса. Она также является обязательной нормой Закона о сохранении объектов культурного наследия. Поэтому только собственник, либо его законный представитель, либо пользователь – то есть человек, обладающий правами на данные помещения - вправе отвечать за сохранность дома и давать разрешение или не разрешение на его реставрацию», - сказал Рязанцев.
Таких болевых точек по центральному городскому кольцу – хоть отбавляй. На соседних домах черепичная крыша не ремонтировалась с момента постройки, вплоть до 1948 года. Классический архитектурный ордер, малоэтажная застройка из белого инкерманского известняка – таким Севастополь планировался после войны. В пятидесятых на севастопольских улицах появились дома, определившие его лицо. Оно и сейчас выглядит ухоженно: во времена украинской власти его чуть припудрили – в 2013 году фасады домов по Большой Морской побелили специально к приезду партийных бонз. Вот только дворы остались прежними – красиво с высоты, а вблизи далеко не идеально. Жители дома-памятника надеются, что статус охраняемого поможет сохранить его. Ведь память на историю у севастопольцев генетическая – здесь с трепетом относятся к каждому камню.
6.07.2018 В Севастополе разрушаются дома-объекты культурного наследия
НТС, 6 июля 2018г.
*****
Аналогии
А может быть всё проще? Разрушенное культурное наследие легко признается аварийным с последующим принудительным переселением жильцов из аварийного дома на окраины, освобожденный от "нерадивых" жильцов дом реконструируется и обретает новых хозяев, богатых и счастливых. Именно так было задумано в Грузии в прекрасном когда-то городе Авлабар:
Авлабар - разрушающиеся трущобы вместо элитного района Тбилиси
22 марта 2016г.
Авлабар или правильнее Авлабари - один из старейших районов Тбилиси на левом берегу реки Куры с богатой историей и кучей достопримечательностей. Именно в этом районе из-за его удачного расположения предпочитали жить грузинские цари, да и президент с патриархом тоже прилюбовали это место для своих главных построек - президентского дворца и кафедрального собора. И все бы хорошо, но когда попадаешь в жилые кварталы Авлабара, то ты оказываешься в каком-то заброшенном городе среди полуразвалившихся трущеб, в которых все еще живут люди... И это - рядом с домом президента и главной церковью страны?
Что же случилось с Авлабаром? Почему такой "лакомый" кусочек в центре Тбилиси превращается в руины? И куда сморит власть?
А дело было так. Решили как-то грузинские власти во главе с Мишей Саакашвили сделать из Авлабара новый Тбилиси - фишенебельный район с модныи и дорогоми магазинами, отелями, виллами, бутиками, ресторанами и т.д. А что? Место отличное, кафедральный собор построен, дом президента стоит, куча достопримечательностей есть, парк открыт, а какой вид на реку, крепость и старый город! Лучшего места для элитного района в Тбилиси просто не найти.
И все бы хорошо, но в Авлабари живут люди, причем давно живут, и просто так не уедут. Решил для начала Миша пойти демократическим путем и честно эту землю у них выкупить. Предложили всем авлабарцам посчитать и оценить свои дома и выставить правительству счет. А люди-то то тут тоже оказались хитрые. Сразу прописали всех родственников, посчитали каждый уголок и закуток своих владений, и насчитали очень кругленькую сумму за свои старенькие домишки. В общем, принесли Мише смету, посмотрел он на сумму и понял, что денег таких нет. Что же делать? Земля-то нужна, а силой выгнать нельзя - недемократично.
И вот что он придумал. Не хотите по-хорошему, отожмем как обычно. Взял ручку, обвел все жилые кварталы Авлабара и сказал - это старинный район Грузии и теперь он - историческое достояние, а все дома здесь - памятники архитектуры! А Вы, жители Авлабара, теперь живетет в памятниках и должны за ними следить и ухаживать. И смотрите, никакой самодеятельности и никаких строек!
И что, спросите Вы? А ничего, теперь все дома - памятники и "достояние", а значит с ними без разрешения специальных органов нельзя ничего делать - ни продавать, ни строить, ни даже ремонтировать! Точнее, можно, но чтобы что-то сделать - нужно пойти в соответствующее ведомство, заказать там специальный проект, и только по нему уже можно что-то делать. А ведомство это берет такие деньги, которых у жителей и в помине нет. По 20 000 долларов за проект, чтобы просто сделать ремонт дома, который вот-вот рухнет.
Когда же дом становится в критическом состоянии, приходит комиссия, признает дом непригодным и опасным для жизни и ... принудительно всех выселяет. Бинго! Все "демократично" и по закону с минимальными затратами. Единственное, приходится ждать, т.к. процесс этот занимает некоторое время. Но район старый, дома там все древние и долго не простоят. Тем более надо учитывать тот факт, что Тбилиси расположен в сейсмоопасной зоне и город периодически "потрухивает". И с каждым таким землетрясением домики постепенно разваливаются, а земелька медленно и верно переходит во владения государства.
Вот и стоят полуразвалившиеся дома в Авлабаре и ждут своей участи... После ухода Саакашвили вроде бы поднимался вопрос о снятии с этого района исторического статуса, чтобы люди смогли восстановить свои дома, но... правительство не спешит. Так что "элитный" район Тбилиси с самой дорогой недвижимостью и землей сейчас выглядит очень печально.
Авблабар когда-то был армянским поселением, и об армянском прошлом здесь говорят даже названия улиц. Судя по табличке на русском - она здесь еще со времен СССР, ведь после развала Союза кроме грузинского тут признавали только английский. Их тут даже не стали менять. А зачем? Все равно скоро рухнет.
*****
Читайте по теме:
Собственники квартир в исторических зданиях Севастополя препятствуют их ремонту
Министр культуры России решил упростить правила застройки исторического Севастополя
Севастопольские памятники культурного наследия регионального значения можно приватизировать
Так продолжаться не может, мы утратим город – севастопольский инженер-реставратор, 23 апреля 2018г.
или проконсультируйтесь по телефону
1000-01-02
Услуга действует только в пределах России при звонках с мобильных телефонов.Звонок платный, 10 руб/мин.