Крымский природный заповедник готовят к застройке и развлечениям

Для устойчивости биосферы  должно быть сохранено примерно 60% природных территорий планеты. Но сейчас осталось всего около 40% естественных ландшафтов. В Крыму сохранилось лишь 25% естественных территорий, при этом 40% территории самого большого природного заповедника Крыма планируют "увести" под  застройку и развлечения.

*****

Бойтесь своих желаний

С 2014 года ратовали специалисты и общественность за передачу Крымского природного заповедника в федеральную собственность — и вот появилось постановление Правительства РФ «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым».

Сначала все вздохнули с облегчением: мол, теперь ООПТ надёжно защищена от посягательств местных «любителей природы».

Первое огорчение принесло известие о том, что статус этой территории понизили: с заповедника, где в принципе запрещена хозяйственная деятельность, а рекреационная строго ограничена — до национального парка. К слову: сама идея национального парка в Крыму, отмечает профессор кафедры экологии и зоологии Таврической академии Крымского федерального университета Сергей Иванов, обсуждалась ещё в советское время. По мнению автора идеи, «патриарха» заповедного дела в Крыму, Василия Ены, национальный парка «Таврида» должен был включать два самых крупных крымских заповедника — Ялтинский и Крымский, которые стали бы его «заповедными ядрами» (нетронутыми деятельностью человека территориями). Появилась бы вокруг них буферная зона, а земли вокруг, не имевшие охранного статуса, стали бы использоваться для нужд рекреации и других. Эта идея обсуждалась и позже, но была отвергнута как несвоевременная: в итоге нетронутые территории могли бы быть утрачены.

Статус национального парка делает Крымский природный заповедник уязвимым. Ибо предоставляет нешуточные возможности сотворить с ним то, чего боялись в лихие 90-е.

А недавно крымским защитникам природы удалось познакомиться с интереснейшим проектом, созданным для уже Крымского национального парка. Это — разделение всей территории на заповедную, особо охраняемую, хозяйственную и рекреационную зоны. На минуточку — 40% территории, согласно этому плану, «уходят» под хозяйственную и рекреационную деятельность. То есть, это места, куда нога человека не просто ступит: эти земли предполагается освоить!

Так, в предполагаемой рекреационной зоне планируется

  • оборудование многочисленных троп для обеспечения массового туризма,
  • палаточных городков,
  • дорог для джиппинга и квадроциклов.

 

Число туристических маршрутов предполагается увеличить до 35, а автомобильных — до 9.

Проект предполагает осуществление 45 (!) видов туризма, включая не имеющие никакого отношения к экологическому образованию и воспитанию.

Например, йога-туры, событийные корпоративные туры, приключенческий туризм, любительская рыбалка, проведение фестивалей и праздников, волейбол и футбол (!)…

Хозтерритория по этому проекту в национальном парке, должна занять… 7 тысяч гектаров. Семь тысяч! Такие угодья имели обеспеченные совхозы. Закон же земли хозназначения на ООПТ определяет, как ранее уже использовавшиеся в этом качестве и необходимые для обеспечения потребностей работников, которые здесь живут. К примеру, сена корове на зиму накосить, несколько ульев поставить… А тут обсуждаются предложения об увеличении объемов заготовки сена, рубки леса, сбора лекарственных трав, грибов, выращивания сельхозпродукции, открытия охоты, необходимости строительства, в том числе капитального. Не слишком ли раззуделось плечо и размахнулась рука?

Для природы места нет?

«Любое зонирование требует научного обоснования, — говорит Сергей Иванов. —Преобразование Крымского природного заповедника в национальный парк по предложенной схеме зонирования совершенно не обосновано, противоречит законодательству РФ и губительно для природы горного Крыма». Самое страшное в проекте преобразования заповедника в национальный парк — это то, что хозяйственные и рекреационные зоны не находятся где-то с краю. Нет, они разбросаны по всему заповеднику и фактически «расчленяют» его, превращая особо охраняемые и заповедные территории в островки. И в таких изолятах никак не возможно сохранить редкие виды растений и животных. Вы бы могли с комфортом безвылазно жить в помещении площадью два на два метра? Растения и животные тоже не могут существовать, не имея достаточной территории и связи с соседними территориями, где проживают их сородичи.

Норные городки краснокнижного барсука, например, значительно частью находятся и на землях, отведённых по плану на хоздеятельность и рекреацию. Попадают туда и гнездовья охраняемых птиц, ареалы распространения редких насекомых, растений. И их судьба, в случае разделения нацпарка на фрагменты, печальна. «В Крыму уже наметился дефицит территорий, где может идти процесс возобновления популяций растений и животных, — говорит доцент кафедры ботаники и физиологии растений и биотехнологии Таврической академии Крымского федерального университета Людмила Вахрушева. — Как при этом увеличивать нагрузку на ООПТ? Ну, не стали пока наши люди сознательными и ответственными! Мы недавно в черте Симферополя изучали небольшую территорию, где много краснокнижных растений — налюбовались. Множество людей «наслаждаются природой», причём на ходу срывают растения, и… тут же бросают: наигрались, нанюхались. Для многих людей «выехать на природу» означает добраться до ближайшего леса, пожарить шашлык и выпить. Можно же сделать рекреационные зоны там, где уже нарушены естественные природные сообщества: окультурьте, уберите, благоустройте — пусть люди отдыхают!»

Можно ли сказать, что беспокойство крымских учёных преждевременно — ведь возмутивший их проект «расчленения» Крымского заповедника ещё не представлен, не началось его продвижение и, тем более, реализация? Ну, если судить по нашим реалиям, когда всё начнётся — будет уже поздно. А вот сейчас — самое время. «Нам стало известно, что для заповедника выполнялся ещё один, альтернативный проект, где под рекреацию и хоздеятельность отводилась намного меньшая площадь, — сообщил Сергей Иванов. — Возможно, шум, поднятый вокруг первого, совершенно неприемлемого плана зонирования, заставит авторов инициативы всё переиграть».

Если очень хочется…

В сложившейся ситуации апеллировать к властям Крыма невозможно: это уже не их зона ответственности. Организация, которая управляет нынешним Крымским национальным парком — представительство Управления делами президенты в Республике Крым. У неё есть подведомственное предприятие, а в нём — филиал без юрлица, который называется «Крымский природный заповедник».

Так вот, работа по зонированию заповедника началась на уровне предприятия и филиала. Их позиция такая: хотим развивать рекреационную деятельность, а для этого нужна хозяйственная зона — давайте делать вот так, как нам нужно. С чего они решили, что это хоть как-то поспособствует сохранению крымской природы, неизвестно. Что до юридической стороны, то в российском законодательстве нет каких-то установленных норм, какую площадь, какой процент площади в национальных парках можно отводить под ту или иную деятельность. В каждом конкретном случае каждый нацпарк должен решить это самостоятельно. По моему мнению — исключительно с позиции сохранения природы.

Наша конкретная ситуация такая: Крымский национальный парк — самая большая естественная нераздробленная охраняемая территория. Самая большая на полуострове — но посмотрите на размеры самого Крыма: как мало осталось здесь нетронутой природы.

В стране есть заповедники, площадь которых превышает наш полуостров в несколько раз — в их масштабах тысячи гектаров под хоздеятельность или рекреацию имеют совсем иное значение, нежели здесь.

На мой взгляд, именно статус заповедника наиболее подходит для сохранения природных комплексов Крымского природного заповедника. Этот очаг биологического разнообразия, расположенный в самом сердце Крымских гор, формирует условия для жизни большинства населения Крыма – обеспечивая, прежде всего, чистую воду и чистый воздух. Эти, как говорят специалисты, экосистемные услуги, получают жители Симферополя, Севастополя, Бахчисарайского и Симферопольского районов, Алушты, Ялты, не говоря уже о миллионах отдыхающих. Крымский заповедник вместе с Ялтинским - основа благополучия Крыма, прежде всего, его водной безопасности. Член правления Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов.

Комментарий

Ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра ноосферологии, профессор Владимир Боков:

— Угрозы исчезновения редких растений и животных, в случае претворения в жизнь плана по фрагментации бывшего крымского природного заповедника, реальны. Но есть другая, общемировая проблема. Давно определено, что для устойчивости биосферы, в мире должно быть сохранено примерно 60% природных территорий. Но сейчас в мире осталось всего около 40% естественных ландшафтов. Интересно, что составленные графики природных катаклизмов в последние несколько десятков лет демонстрируют увеличение их количества. Российские учёные, изучавшие леса в 50 км от Томска, выявили, что там поглощение кислорода больше, чем выделение. Это говорит о том, как угнетён лес на конкретной территории: баланс нарушен. И наши, крымские, леса тоже не в лучшем состоянии. Что будет, если на естественных охраняемых территория начнут ставить сельзохдворы и устраивать гонки на джипах? В Крыму сохранилось лишь 25% естественных территорий. И ни одного клочка природных территорий нельзя отдавать под новое освоение.

Наталья Дрёмова, 13 июня 2019г.

*****

Справка СК

В октябре 2018 года самый большой по площади — 34563, 5 га – Крымский природный заповедник превратился в национальный парк под патронажем Управделами президента в Крыму.

Этот охранный статус менее строгий. В национальном парке, в отличие от заповедника, согласно функционального зонирования возможна хозяйственная деятельность вплоть до застройки. Так, статус национального парка позволит не только легализовать находящееся в заповеднике форелевое хозяйство, Космо-Дамиановский мужской монастырь и госдачи с гостиницами, но и построить новые рекреационные объекты. В частности, он формально не препятствует строительству горно-лыжного курорта на склонах верхнего плато Чатыр-Дага.

Формально число заповедников не изменилось, хотя «Мыс Мартьян» потерял свой статус и превратился в природный парк – главным образом, поясняют экологи, из-за небольшой территории. Общая площадь заповедника всего 240 га, из них на суше 120 га. Теперь «Мыс Мартьян» подчиняется Никитскому ботаническому саду. А количество восполнили, выведя «Лебяжьи острова», подчинявшиеся при Украине Крымскому природному заповеднику, в отдельную структуру.

Так же из федерального перечня выпал природный парк «Тарханкутский», который крымские власти федералам не передали из-за перспектив освоения прибрежных территорий. Еще в 2016 году озвучивались планы по строительству на побережье у «Тарханкута» коттеджного городка для туристов. Из-за активной хозяйственной деятельности границы парка даже пришлось изменить. Формально площади остались теми же, но часть земель из границ исключили, заменив их другими.

Та же картина — с кадастрированием границ Ялтинского горно-лесного. В него попадают преимущественно земли южных склонов Главной гряды Крымских гор — от трассы, соединяющей Севастополь, Ялту и Алушту до кромки яйлы. За годы существования заповедника при Украине от него то тут, то там откусывали куски под застройку.

источник

*****

UPD от 17 июня 2019г.

Избежать экологического кризиса: ученые Крыма обратились к Путину

Ученые Крымского федерального университета и Крымская ассоциация «Экология и мир» обратились к президенту России, к правительству РФ и к министерству природных ресурсов и экологии РФ с просьбой вмешаться в процесс создания национального парка «Крымский» на базе Крымского природного заповедника. Они уверены, что это приведет к экологическому кризису в Крыму.

«Национальный парк – это звучит красиво. Но специалисты понимают, что это означает понижение охранного статуса территории. Это ставит под угрозу существование эндемичных растений и животных, может быть опасно для рек, которые берут свое начало на территории заповедника», - считает доктор биологических наук, профессор кафедры экологии и зоологии факультета биологии и химии КФУ им. В.И. Вернадского Сергей Иванов, которого цитирует пресс-служба КФУ.

Согласно постановлению правительства РФ, в границах Крымского природного заповедника будет создан национальный парк «Крымский» площадью 34,5 гектар. Ученые обеспокоены тем, что в отличие от заповедника, где природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая деятельность, в национальном парке экономическая деятельность лишь ограничивается определенными зонами.

По словам Сергея Иванова, в проекте зонирования будущего национального парка «Крымский» существенно сократились заповедные территории, а площадь территорий хозяйственного и рекреационного назначения выросла с 2% до 40%.

«Территория национального парка будет разделена на буферные зоны, зоны рекреации, зоны хозяйственного использования и заповедные зоны, которые оказываются связующим звеном между хозяйственными зонами. Вопрос об охране природы в таком национальном парке решить нельзя», - подчеркнул Сергей Иванов. В своем обращении ученые предлагают оставить за самой большой охраняемой территорией Крыма статус государственного заповедника, либо создать национальный парк на большей территории, сохранив Крымский природный заповедник в качестве нетронутого ядра.

Ялта-24, 17 июня 2019г.

*****

Читайте по теме:

Крым передаст в федеральное подчинение десять заповедников

Пять заповедников, один парк и два заказника Крыма стали федеральными для защиты их от застройки

Федеральный статус как монетизация и ограничение посещаемости заповедников и заказников Крыма

Путин рекомендовал крымским властям определить баланс между застройкой и сохранением природы

Публикатор - Редакция портала
Строительный инфорационный портал Крыма: материалы и услуги 700 крымских строительных компаний - прокрутите страницу вниз ⇓
Регистрация
Забыли пароль?
Войти
Задайте вопрос

или проконсультируйтесь по телефону

1000-01-02

Услуга действует только в пределах России при звонках с мобильных телефонов.Звонок платный, 10 руб/мин.

Обратная связь